"литература – как совесть, она не лечит, она может только “болеть.” (с) Стругацкие
Тема нравственности в искусстве, остро обсуждалась во все времена. Мораль и искусство две формы духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. Нет сомнений, что эти понятия питают друг друга и находят поддержку, но подчинено ли дно другому? Для начала разберемся что такое мораль.
МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, позднее — нрав, характер, нравы) Соц. институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции соц. контроля и регулирования соц. отношений в той или иной соц. группе, обществе.
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Так или иначе мораль это свод условностей, делающих возможным совместную жизнь людей. Так же нормы морали не статичны, вместе с временами уходят традиции, меняются нравы общества. Примеров тому масса, некогда возмущавшие публику работы художников, ныне висят в знаменитых музеях их изучают в вузах, написаны тонны монографий искусствоведами, а некоторые работы стали просто частью нашей собственной культуры и являются образцами прекрасного.
Известная многим картина Эдуарда Мане "Олимпия" написанная в 1863г. Была представлена на Парижском салоне 1865 года и вызвала невероятный скандал, картина подверглась глумлению со стороны публики и возле неё пришлось выставить охрану из солдат! Журналисты современники Мане писали: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, / Её руку как будто сводит непристойная судорога...…/, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений.. /искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения».
В наше время не знатоку даже сложно ответить чем была вызвана такая бурная реакция у публики. Если учесть, что вдохновлялся Мане Тицианом, написавшим свою Венеру аж на триста лет раньше.
Но бывает что художник осознанно идет на конфронтацию с обществом для привлечения внимания, намеренно нарушая этику, выставляя на показ табуированные сюжеты или цены. Внимание в современном мире стоит дорого, поэтому выделится на фоне "валового продукта" эксцентричностью, отсутствием границ, вседозволенностью, испытанный и далеко не новый прием. Хотя и среди этого мяса, пошлости и безвкусицы появляются настоящие исследователи человеческой души. Ведь труп способен заинтересовать не только мух, но и патологоанатома.
Давайте разберемся что является инструментом художника, фотографа, другого деятеля искусств и вообще что такое искусство. Словари и энциклопедии говорят нам что искусство один из способов постижения мира. Используя для этого художественные образы и воплощая их в эстетических формах посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света и т.д.).
Так же важнейшим качеством искусства является его самоценность. Парадокс состоит в том, что искусство способно удовлетворять художественную потребность, лишь когда выступает не в качестве средства, а в качестве цели. Это подтверждает и история. Как только искусству пытались навязать какую бы то ни было роль, нагрузку - оно всегда вырождалось. До сих пор многие считают, что искусство должно воспитывать, являться носителем высшей этики, пропагандировать, поддерживать, устремлять и тд. Но поставленное на службу, оно теряет себя и в итоге представляет ценность только для историков и археологов в качестве документа. Но и тут настоящее искусство выше документа - "Поэзия философичнее, серьезнее истории"(так утверждал в своей «Поэтике» Аристотель)
Не зависящие и не подчиняющие друг другу понятия искусство и мораль, тем не менее, постоянно становятся объектами изучения друг друга. Но мораль служит обществу - искусству же служит художник. Художник подчинен своему произведению, перед ним он несет свою ответственность. В этом самоценность искусства.
Большая привилегия искусства перед моралью в свободе от ограничений, ведь красота содержится во всем, а умение ею делится великий дар. Само понятие красоты содержит в себе невозможность ничего аморального. Так как истинная красота - это суть вещей, поступков и человека. Мы часто говорим - "красивый поступок" или наоборот - "некрасиво поступил", тем самым давая этическую оценку ситуации. Но не всегда красота на поверхности, не всегда она доступна для неподготовленного зрителя, часто зрителя совращает смазливость и имитация. Существует простой способ отличить суррогат от искусства. Все что имеет отношение к человеческой душе, все что отображает человеческие духовные заботы - искусство.
Предостерегу вас идеализировать искусство, поиск истинного эстетического содержания не брезгует ничем. Беспощадно иллюстрируя полноту события, безжалостно оголяя натуру, лишая камуфляжа, искусство предлагает зрителю через художественную достоверность ощутить суть момента.
В конечном счете искусство следует своему времени, отображает его характер, моду, настроения. По нескольким кадрам из кино можно почувствовать в какие годы снято. Музыка, театр, архитектурная пластика - все актуально времени своего возникновения. Любое искусство рожденное здесь и сейчас - современное. Так и нормы морали трансформируются с ходом времен. И конечно все уже было, не стоит забывать что человечество довольно-таки давно существует и "все на свете было".
П.С.
Безусловно, не все и не везде следует демонстрировать. Не всякий зритель готов увидеть откровенные или неприятные глазу вещи в публичном месте. Именно на этом этапе этические нормы будут необходимы и как никогда уместны.
Автор С.Звольский 2018г.