Искусство и мораль

 "литература – как совесть, она не лечит, она может только “болеть.” (с) Стругацкие


Тема нравственности в искусстве, остро обсуждалась во все времена.  Мораль и искусство две формы  духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. Нет сомнений, что эти понятия питают друг друга и находят поддержку,  но подчинено ли дно другому? Для начала разберемся что такое мораль. 

МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, позднее — нрав, характер, нравы) Соц. институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции соц. контроля и регулирования соц. отношений в той или иной соц. группе, обществе. 

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Так или иначе мораль это свод условностей, делающих возможным совместную жизнь людей. Так же нормы морали не статичны, вместе с временами уходят традиции, меняются нравы общества. Примеров тому масса, некогда возмущавшие публику работы художников, ныне висят в знаменитых музеях их изучают в вузах, написаны тонны монографий искусствоведами, а некоторые работы стали просто частью нашей собственной культуры и являются образцами прекрасного. 

Известная многим картина Эдуарда Мане "Олимпия" написанная в 1863г. Была представлена на Парижском салоне 1865 года и вызвала невероятный скандал, картина подверглась глумлению со стороны публики и возле неё пришлось выставить охрану из солдат! Журналисты современники Мане писали: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, / Её руку как будто сводит непристойная судорога...…/, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений.. /искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». 

 

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г

В наше время не знатоку даже сложно ответить чем была вызвана такая бурная реакция у публики. Если учесть, что вдохновлялся Мане Тицианом, написавшим свою Венеру аж на триста лет раньше.

Тициан. Венера Урбинская. 1538 г


Но бывает что художник осознанно идет на конфронтацию с обществом для привлечения внимания, намеренно нарушая этику, выставляя на показ табуированные сюжеты или цены. Внимание в современном мире стоит дорого, поэтому выделится на фоне "валового продукта" эксцентричностью, отсутствием границ, вседозволенностью, испытанный и далеко не новый прием. Хотя и среди этого мяса, пошлости и безвкусицы появляются настоящие исследователи человеческой души. Ведь труп способен заинтересовать не только мух, но и патологоанатома.

 

Хельмут Ньютон автопортрет в госпитале Ленокс Хилл Нью-Йорк (1973)

Давайте разберемся что является инструментом художника, фотографа, другого деятеля искусств и вообще что такое искусство. Словари и энциклопедии говорят нам что искусство один из способов постижения мира. Используя для этого художественные образы и воплощая их в эстетических формах посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света и т.д.). 

Так же важнейшим качеством искусства является его самоценность. Парадокс состоит в том, что искусство способно удовлетворять художественную потребность, лишь когда выступает не в качестве средства, а в качестве цели. Это подтверждает и история. Как только искусству пытались навязать какую бы то ни было роль, нагрузку - оно всегда вырождалось. До сих пор многие считают, что искусство должно воспитывать, являться носителем высшей этики, пропагандировать, поддерживать, устремлять и тд. Но поставленное на службу, оно теряет себя и в итоге представляет ценность только для историков и археологов в качестве документа. Но и тут настоящее искусство выше документа - "Поэзия философичнее, серьезнее истории"(так утверждал в своей «Поэтике» Аристотель)

Не зависящие и не подчиняющие друг другу понятия искусство и мораль, тем не менее, постоянно становятся объектами изучения  друг друга. Но мораль служит обществу - искусству же служит художник. Художник подчинен своему произведению, перед ним он несет свою ответственность. В этом самоценность искусства. 

Большая привилегия искусства перед моралью в свободе от ограничений, ведь красота содержится во всем,  а умение ею делится великий дар. Само понятие красоты содержит в себе невозможность ничего аморального. Так как истинная красота - это суть вещей, поступков и человека. Мы часто говорим - "красивый поступок" или наоборот - "некрасиво поступил", тем самым давая этическую оценку ситуации. Но не всегда красота на поверхности, не всегда она доступна для неподготовленного зрителя, часто зрителя совращает смазливость и имитация. Существует простой способ отличить суррогат от искусства. Все что имеет отношение к человеческой душе, все что отображает человеческие духовные заботы - искусство.

Предостерегу вас идеализировать искусство, поиск истинного эстетического содержания не брезгует ничем. Беспощадно иллюстрируя полноту события, безжалостно оголяя натуру, лишая камуфляжа, искусство предлагает зрителю через художественную достоверность ощутить суть момента.

 

Эгон Шиле "Темноволосая девушка с поднятой юбкой." 1911

В конечном счете искусство следует своему времени, отображает его характер, моду, настроения. По нескольким кадрам из кино можно почувствовать в какие годы снято. Музыка, театр, архитектурная пластика - все актуально времени своего возникновения. Любое искусство рожденное здесь и сейчас - современное. Так и нормы морали трансформируются с ходом времен. И конечно все уже было, не стоит забывать что человечество довольно-таки давно существует и "все на свете было".


П.С. 

Безусловно, не все и не везде следует демонстрировать. Не всякий зритель готов увидеть откровенные или неприятные глазу вещи в публичном месте.  Именно на этом этапе этические нормы будут необходимы и как никогда уместны.

Автор С.Звольский 2018г.